Изначально такелажем обозначали элементы системы управления погрузкой на борт и разгрузкой на землю грузов на морских суднах. Времена изменились и в современном мире к такелажу относятся не только цепи, тросы и блоки для морского оборудования, а и все элементы, предназначенные для перемещения и фиксации объектов, включая также спецтехнику в виде кранов и манипуляторов.

Особенности такелажа

Работы по закреплению, захвату и подъему различных грузов должны в первую очередь быть безопасными для людей и, конечно же, исключить любое возможное опрокидывание, падение или другие причины повреждения перевозимых конструкций. Такелажные устройства позволяют правильно фиксировать, перемещать или распределять нагрузку между элементами грузоподъемной системы так, чтобы весь процесс происходил легче и обеспечил успешность выполнения всех работ. 

Такелажные элементы условно разделяют на гибкие и жесткие. Первые – тросы, канаты и цепи. Вторые – это элементы крепежа, помогающие связать, закрепить или распределить нагрузку с гибких конструкций.

Вместе с гибким такелажем для облегчения работы и улучшения функциональности используются различные зажимы, гильзы и ограничители.

Элементы жесткого такелажа

1. Крюки. Исключают соскальзывание тяжелых грузов при подъеме. Изготавливаются из легированной стали, могут иметь разную конструкцию и размер, также имеет значение горловина крюка. Его выбирают в зависимости от выполняемой задачи, так как каждая модель имеет ограничения по грузоподъемности.

2. Скобы – металлические стальные звенья, которые закрываются штифтом. Бывают разных размеров, прямые и омегообразные. Скобы помогают быстро соединить/открепить между собой другие такелажные приспособления для буксировки, монтажа или подъема груза. Серьга такелажная помогает ускорить и сделать проще процесс соединения различной канатной и цепной оснастки между собой или присоединения крепления к грузу. 

3. Карабины. Несмотря на несложную конструкцию в виде изогнутого одиночного звена цепи с защелкой на пружине, являются незаменимыми элементами для закрепления цепей и тросов. В зависимости от конструктивных особенностей и размера, карабины применяются не только для подъема груза, а и при монтажных и строительных работах, альпинистами и спасателями, а также при изготовлении рюкзаков, сумок и других предметов. Основные виды: пожарный, винтовой, с вертлюгом или с предохранительной гайкой. Карабины изготавливают из стали, титана и алюминия.

4. Коуши. Изогнутые в виде капли металлические приспособления, которое на внешней части имеют канавку. Благодаря такой форме, коуш надежно фиксируется в петли троса и защищает трос от истирания, излома и значительно продлевает его срок эксплуатации. Размер коуша подбирается под диаметр троса, так чтобы он поместился в канавку такелажа и не выскальзывал даже при возникновении боковых нагрузок.

5. Подъемные блоки. Используются для поднятия тяжелых или габаритных конструкций и грузов, помогают значительно усилить и сделать более безопасной работу с лебедкой. Такелажные блоки различают по количеству роликов (одно- и двухроликовые), типу и виду применяемого троса. Для канатов из синтетических материалов подходят пластиковые блоки, а для стальных тросов – металлические. Грузоподъемность блока зависит от его размера. Есть модели такелажных блоков с металлическим шкивом, которые помогают увеличить мощность грузоподъемной техники, а также дают возможность изменить направление движения троса.

6. Рым-болты – крепежный элемент, который состоит из кольца и цилиндрического болта с резьбой. Изготавливаются из стали двумя наиболее распространенными способами – ковки и штамповки. Используются при такелажных и строительных работах, в автомобилестроении и др. Способ применения: вкручивается в объект, который необходимо поднять или переместить, затем с помощью стропа груз поднимается за кольцо и транспортируется к назначенному месту. 

7. Гайки из нержавеющей стали, как правило, используются в паре с рым-болтами. Размер стальной гайки подбирается к форме и весу груза. Могут иметь как правую, так и левую резьбу. Наиболее популярные виды гаек: шестигранные, барашковые, куполообразные, подъемные с проушинами, шариковые и другие.

Элементы гибкого такелажа

8. Канаты. Наиболее легкие гибкие соединения, которые имеют различную грузоподъемность.  Канаты состоят из отдельных стальных проволок, при этом сердечник может быть как стальной, так и из синтетических или растительных нитей. Благодаря такому строению повышается прочность, снижается нагрузка на канат по радиусу и уменьшается риск деформации. Выбор каната определяется в зависимости от условий его эксплуатации.

9. Стальные цепи – надежное решения для подъема и обвязки грузов. Основной параметр – диаметр стального звена. Различают калиброванные и некалиброванные цепи. Первые – имеют одинаковые все звенья и могут использоваться в специальной грузоподъемной технике на барабанах-звездочках. Во вторых – допускается значительное отклонение размера звеньев между собой. Следует помнить, что цепи необходимо хранить в подвешенном виде в сухих помещениях, чтобы избежать коррозии металла.

10. Стальные тросы – надежные, компактные и более удобные в применении, чем цепи. Их для дополнительной прочности укрепляют по спирали проволокой из нержавеющей или углеродистой стали. Для защиты от внешней среды тросы могут быть оцинкованными или покрыты оплеткой из поливинилхлорида. Также доступны в разных размерах и различной спецификации.